Игры для изучения правил поведения - Правила этикета для детей

Автоматическая выдача свидетельства о публикации в официальном СМИ сразу после добавления материала на сайт - Бесплатно. Игры с правилами как средство овладения своим поведением. Самостоятельная игра с правилами отмечается исследователями у детей старшего дошкольного возраста. Однако, конечно, она не возникает сразу в развитой форме.

Как происходит ее формирование у дошкольников? Этого вопроса касался в своих работах Д.

Игры с правилами как средство произвольности поведения детей - дошкольное образование, прочее

Эльконин, хотя он ограничивал предмет своего исследования развитием отношения ребенка к правилу в игре: Элькониным выдвинуто положение о том, что в ролевом поведении ролевой игре ребенка уже содержится определенное правило скрытое, неосознаваемоекоторое постепенно выделяется и выступает для ребенка как условное правило: Эльконину, есть более или менее обобщенное знание о действиях и отношениях взрослых и правило в игре с правилами рассматриваются как однородные, по сути своей, тождественные образования.

Такой подход позволяет Д. Эльконину рассматривать появление игры с правилами у ребенка как производное от ролевой игры: Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правило открыто, то есть обращено самому ребенкуа не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осмысления своего поведения и овладения. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникают вопросы: Правильно ли я делаю?

Как происходит этот переход к правилосообразному действию?

Игра с правилом как средство овладения своим поведением 47 Глава III. Выявление влияния игр с правилами на произвольное поведение дошкольников 52 Организация и методы исследования 52 - Реферат - стр. 1

В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. По-видимому, действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, хотя несомненно, что знание правила является необходимым условием его выполнения. Сомнительной также является возможность образца поведения или прямой проекции правила в практическое действие. Навязывание образца или его внушение, происходящее помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает неправильное и правильное действия.

Такое навязанное, неосознанное действие является автоматическим, вынужденным, не имеющим собственного смысла. Автоматизированное, механическое действие, несмотря на наружную правилосообразность, не является ни произвольным, ни тем более волевым. Ребенок должен знать, представлять, как нужно действовать и насколько его действие является правильным.

И в то же время, как отмечалось выше, само по себе знание правила еще не обеспечивает его выполнения [33]. Чтобы правило было осознано ребенком и действительно опосредствовало его поведение, оно должно приобрести субъективную значимость. Чтобы перед ребенком возник вопрос: Возникновение новой для дошкольника ценности правильного поведения и превращение правила в мотив своих действий свидетельствуют о новом этапе не только развития произвольности, но и воли ребенка.

Впервые мотивированное и сознательное выполнение добровольно принятых правил происходит в играх дошкольника. Основной фигурой в игре с правилом на первых этапах ее развития является взрослый или старший ребенок, уже овладевший правилом. Роль взрослого здесь двойственна. Во-первых, он организовывает игру детей, является эталоном и носителем правил игры. И во-вторых, он должен быть ее прямым участником. В своей первой роли взрослый, как правило, ставит задачу, формулирует правила игры и контролирует их выполнение.

Вторая роль взрослого содействует тому, что игра с правилом и само правило становятся субъективно-значимыми и привлекательными для ребенка: В совокупности эти две роли взрослого приводят к тому, что правила действия выделяются в сознании ребенка и приобретают побудительную, мотивирующую силу.

В проведенных исследованиях Е. Рошка выявлялось влияние игры с правилом на формирование осознанного и произвольного поведения не только в игровой, но и в других видах деятельности. Перед началом формирующего эксперимента выяснялись показатели произвольности поведения летних детей в самых различных ситуациях: На формирующем этапе с детьми экспериментальной группы в течение двух месяцев регулярно и усиленно проводились игры с правилами [2].

Все они имели совместный характер и проходили не просто под руководством, но и при активном участии взрослого. На последнем, контрольном этапе эксперимента со всеми детьми проводились те же диагностические методики, что и на первом. Оказалось, что после проведения системы игр с правилами произвольность детей значительно увеличилась.

Отсутствие подобных изменений в контрольной группе может указывать на то, что они явились следствием проведенных игр с правилами. Проведенное исследование позволило выделить несколько этапов в овладении правилом. Вначале дети включались в игру только непосредственно и эмоционально.

Их привлекали игровой материал, возможность общения со взрослым и просто двигательная активность. Правило действия на этом этапе существовало лишь в скрытой, латентной форме. Но взрослый не просто играл с детьми, а все время концентрировал внимание, что и когда следует делать, поддерживал их правильные действия. В результате дети все более подстраивали свое поведение к требуемым действиям.

Это подготавливало следующий этап открытия или осознания правила. Осознание правила наиболее ярко выражалось в замечаниях, которые дети начинали делать друг другу в случае его нарушения. Они ревностно следили друг за другом, с охотой отмечая ошибки. Контроль за действиями других детей формировал внутреннюю готовность к выполнению тех же действий. При этом отчетливо обнаруживалось устремление ребенка играть по правилу или правильно: Это может указывать на то, что правило приобрело для ребенка личную значимость и стало мотивом его активности [33].

Соблюдение правила ребенком на этом этапе было еще неустойчивым и требовало дополнительной помощи со стороны взрослого. Такая помощь предполагала стабильное и прямое участие взрослого в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль над соблюдением правил, одобрение правильных действий.

Продолжительность этого этапа зависела от сложности и доступности конкретного правила. На последнем этапе формирующего эксперимента стали возникать случаи, когда дети самостоятельно воссоздавали игры с правилами, показанные взрослым, и при этом сами контролировали соблюдение правил. Это может указывать на то, что они уже овладели правилом действия и могли контролировать свое поведение независимо от взрослого, самостоятельно. В последовательности этих этапов можно увидеть очевидную аналогию с этапами процесса приобщения, описанного выше.

Урок-игра "Правила поведения в школе"

Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения собственным поведением, а действие по правилу превращается в свое, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто повинуется правилам и контролю взрослого, но действует сам, контролируя свои действия и сопоставляя их с правилом [34].

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу, что следующий шаг в развитии произвольности связан с осознанием своего, а не ролевого поведения. Наиболее удачно это проявляется в играх дошкольника с правилом, которые являются действенным путем формирования произвольности ребенка.

В процессе проведения игр правило становится мотивом действия ребенка и средством осознания своих действий. Формирующий эффект игр с правилом обусловлен особой ролью взрослого, который одновременно является и участником и организатором игры.

Проанализировав значение игры в психолого-педагогических исследованиях можно сделать следующие выводы: Произвольное поведение — центральное психическое новообразование, опосредованное правилами и нормами. Способность к преодолению ситуативного реагирования на стимулы внешней среды, торможение спонтанной, импульсивной, активности является характерной особенностью произвольного поведения. Осознание своего, а не ролевого поведения наиболее успешно осуществляется в играх дошкольника с правилом, является следующим шагом в формировании произвольности.

Мотивом действий ребенка и средством осознания своих действий является правило. В играх с правилами наиболее успешно осуществляется осознание собственного, а не ролевого поведения. Правило является мотивом действий ребенка и средством своих действий. Научиться управлять собой ребенок может только совместно со взрослым, который является одновременно и участником игры и организатором, в этом и заключается развивающий эффект игр с правилами.

Выберите специальность, которую Вы хотите получить: Учитель английского языка Учитель биологии Учитель географии Учитель информатики Учитель испанского языка Учитель истории Учитель китайского языка Учитель математики Учитель мировой художественной культуры Учитель начальных классов Учитель немецкого языка Учитель обществознания Учитель основ безопасности жизнедеятельности Учитель основ религиозных культур и светской этики Учитель русского языка и литературы Учитель физики Учитель физической культуры Учитель французского языка Учитель химии Воспитатель детей дошкольного возраста Главный бухгалтер образовательного учреждения Менеджер образования Методист образовательной организации Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья Педагог среднего профессионального образования Педагог-библиотекарь Педагог-воспитатель группы продлённого дня Педагог-организатор Педагого-психолог Преподаватель бухгалтерского учета Преподаватель высшей школы Преподаватель маркетинга Преподаватель права Преподаватель экологии Преподаватель экономики Социальный педагог Специалист в области воспитания Специалист в области охраны труда Специалист в сфере закупок Специалист по безопасности и антитеррористической защищенности объектов территорий образовательной организации Специалист по организации и предоставлению туристских услуг Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией Специалист по управлению персоналом и оформлению трудовых отношений.

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок". По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца. ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ. Профессиональной переподготовки 30 курсов от руб.

Курсы для всех от руб. Повышение квалификации 36 курсов от руб. Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Адрес редакции издательства: Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления.

Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.

Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации в СМИ Эл. Астрономия Биология Воспитательная работа География Директору, завучу Доп. Классному руководителю Логопедия Математика Музыка Начальные классы ОБЖ Обществознание Русский язык и литература Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физкультура Химия Школьному психологу Языки народов РФ. Дистанционный курс "Оказание первой помощи детям и взрослым" от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца часов.

Начало обучения новой группы:

Смотрите также: